Информация
Отдых в Крыму » Информация » Достопримечательности

Крепость Фуна

Отдых в Крыму подешевел Крепость Фуна — южный форпост средневекового княжества Феодоро. Эта средневековая крепость расположена на скальном холме у западного подножия горы Южная Демерджи. Название крепости в переводе с греческого означает «дымная». Ранее Фуной называлась и гора Демерджи.

К памятнику археологии и архитектуры «Укрепление Фуна», который находится в двух километрах к северу от села Лучистое, можно проехать со стороны Алушты. От автостанции Алушта до расположенного у подножия горы Лучистого ходит рейсовый автобус.

Несколько ниже Кутузовского фонтана в сторону Лучистого проложена асфальтированная дорога. Не доходя двух километров до села, у западных скалистых обрывов Демерджи видны развалины небольшого средневекового укрепления. Над остатками его оборонительных стен возвышается полукруглый выступ — так называемая абсида. На этом месте когда-то находился алтарь крепостной церкви, сохранившийся до 30 годов XX века, а по соседству с ней — жилые постройки, от которых остались лишь развалины камней. На удалении около трехсот метров к северу от укрепления на пологом склоне находятся погребения обитателей деревни и крепости Фуна. Все это — классический средневековый комплекс: поселение, укрепление, а также могильник. Наибольшая протяженность крепости с севера на юг составляет 106 метров, с запада на восток — 56 метров. Площадь укрепления — 0,52 гектара.

Первое упоминание о крепости Фуна относится к 1384 году. В те времена она была форпостом княжества Феодоро и имела важное военное значение. Рядом с крепостью в средние века пролегал торговый путь, который вел из Алустона (Алушта) и Горзувита (Гурзуф) в степной Крым.

Выбор места для поселения именно здесь, у подножия Демерджи, был не случаен. Решающее значение в этом сыграло наличие здесь оживленной дороги. Исследования поселения привели археологов к выводу, что оно возникло в конце X или начале XI века. Это время было одним из переломных моментов крымского средневековья, когда полуостров освободился от власти хазар.

После захвата Генуей побережья Крыма от Кафы до Чембало князья княжества Феодоро выстроили ряд крепостей, располагавшихся выше в горах, напротив основных крепостей генуэзцев. Эти крепости контролировали и сдерживали продвижение противника вглубь Крымского полуострова и являлись плацдармами для захвата прибрежных городов. Такие действия феодоритов были вызваны борьбой между княжеством и генуэзцами за обладание побережьем. Крепость Фуна в этой системе выполняла роль восточного пограничного форпоста, которая не только противостояла располагавшейся на территории Алушты генуэзской крепости, но и контролировала один из самых важных караванных путей из степного Крыма на побережье.

Несмотря на изыскания ученых, о Фуне известно немного: письменные источники об этом памятнике весьма скудны. Лишь в патриарших грамотах 1384 года и других — по поводу препирательства из-за приходов между митрополитами Готским (территория юго-западного предгорья и южного побережья Крыма), Сугдейским (Судак с окрестностями) и Херсонским (Херсонес с округой) — в числе спорных деревень упоминается находящаяся возле Алусты Фуна, которую генуэзцы называли Фонна. Да еще в совсем уже поздних церковных записях, составленных в 1836 году путем опроса переселенных из Крыма греков Мариупольского уезда, содержатся сведения, что в деревне Фуна была церковь, построенная в честь святого Феодора Стратилата (Феодора-воителя), прославленного воина, жившего при византийском императоре Константине I Великом (IV век нашей эры).

Что же рассказывают о деревне, крепости и могильнике вещественные источники?

Большой интерес представляют сообщения исследователя П.И. Кеппена («Крымский сборник», 1837 год), заставшего церковь еще в хорошей сохранности, а так же следы крепостных сооружений. Во времена П.И. Кеппена еще заметны были следы расположенных внутри укрепления двух зданий и признаки входа в него. Как считал автор, этот вход прикрывала башня у восточной стороны ворот. Ученый находил «весьма правдоподобным», что называемое им «крепостцей» укрепление построено для наблюдения за дорогой через Ангарское ущелье. П.И. Кеппен отметил также, что «на полуденных скатах» Крымских гор оборонительные укрепления располагались «в систематическом порядке, так что из одной крепостцы нередко видно было вокруг несколько иных мест, таким же образом укрепленных».

От поселения у склонов Демерджи, казалось бы, сохранилось немного: груды камней да обломок церковной абсиды. Но еще совсем недавно на поверхности земли была хорошо видна его планировка. Внешний облик деревни удалось воссоздать по границам некоторых усадеб, угадывавшихся по развалам камня. Узкие и кривые переулки уходили в обе стороны от центральной улицы. На близком расстоянии один от другого в этих переулках стояли небольшие однокомнатные или двухкомнатные дома. Толщина стен этих жилищ не превышала одного метра, а в пристройках она была и того меньше. Стены возводились из дикого камня, в основном известняка, на глиняном растворе. Крыши домов были крыты черепицей, остатки которой в изобилии извлечены во время раскопок. В маленьких двориках теснились хозяйственные постройки. Следов характерной в Крыму для большинства средневековых свободных общин оборонительной ограды вокруг поселения обнаружить не удалось. Обломки посуды свидетельствуют о большом ее разнообразии. Для хранения вина, воды и сыпучих продуктов, прежде всего зерна, жители деревни использовали пифосы — вместительные сосуды веретеновидной формы, достигающие порой двухметровой высоты. Нередко пифосы украшались волнообразным орнаментом или поясками в виде валиков с характерными пальцевыми вдавлениями. Для придания устойчивости сосуды своими острыми днищами были врыты в землю или «сидели» иногда в специально устроенных каменных углублениях. Поэтому узор наносился лишь на верхнюю часть пифосов. В быту использовались различной формы и величины глиняные миски и одноручные кувшины. Существовала также и посуда поливная, покрытая изнутри, а иногда и снаружи, тонким слоем легкоплавкого стекла. Этот слой крепился на глине путем вторичного обжига. Полива на посуде — зеленого, коричневого, светло- или темно-желтого тонов.

Следы строительной и другой деятельности жителей Фуны обнаружены и за ее пределами. Недалеко от прежней деревни сохранились остатки подпиравшей древнюю дорогу, которая вела из селения в горы, каменной крепиды. Выше источника, среди огромных живописных глыб обвала видны руины стен эпохи средневековья. Каково было их назначение, понять сейчас сложно. Возможно, стены ограждали загоны для скота, расположенные здесь когда-то.

Одновременно с возникновением деревни на пригорке к северу от нее появилось и сельское кладбище. Жители Фуны хоронили умерших в так называемых плитовых могилах, выложенных по бокам тонкими сланцевыми плитами, число которых на фунском могильнике колеблется от 5 до 12. Сверху могилы, как правило, покрывались большими плитами из хорошо отесанного известняка или того же сланца. Дно могилы камнем не устилалось, и боковые плиты ставились на покрытую войлочной кошмой или плотной тканью землю. Одиночные захоронения в плитовых могилах Фуны встречаются крайне редко. Обычно в них хоронили от двух до пяти человек. Ориентация всех могил — с востока на запад. Погребенные лежали в них по христианскому обычаю — головой к западу. Христианам не полагалось брать с собой в мир иной какие-либо вещи, как это было принято у язычников. Правда, в некоторых могилах встречались амулеты, кувшины с кружкой, что говорит о том, что семьи умерших придерживались дохристианского обычая. Этот обычай предписывал заботиться об усопшем, ибо, уходя в мир иной, он, как и живые, нуждается в воде (или вине) и пище. В центре могильника, напротив крепости, находилась небольшая кладбищенская церковь, настолько миниатюрная по своим размерам, что скорее походила на часовню. Длина ее — всего 4,6, а ширина — 3,2 метра. Как и крепостной храм, кладбищенская церковь представляла собой однонефную базилику. Церковь существовала в XIII-XV веках.

Демерджийская крепость расположена западнее поселения, в удобном для контролирования проходившей у самых ее стен дороги месте. С западной стороны укрепление ограничено крутыми скалами, делающими его здесь совершенно неприступным. С остальных трех сторон оно было окружено мощными оборонительными стенами. Остатки стен укрепления сохранились на высоту около 4,5 метров. Толщина их на этом уровне доходит до 1,85 метра, у основания же стены значительно шире. Над стенами почти на 5 метров возвышался нижний этаж алтарной абсиды двухэтажного крепостного храма. Церковь использовалась не только в качестве культового сооружения, но и как входивший в систему обороны укрепления бастион.

Крепостная церковь была одноабсидной, с коробовым, то есть цилиндрическим сводом и арками — стрельчатыми и килевидной формы, напоминающей перевернутое днище судна в разрезе. Наличники окон с внешней стороны украшал резной орнамент. Длина постройки составляла 15 метров, ширина — 10,4 метра. Для церковных служб предназначался только верхний, второй этаж. Здесь по бокам вдоль стен располагались небольшие колонны, увенчанные капителями с сильно геометризованными листьями аканфа (растение с красиво изогнутыми зубчатыми листьями).

Храм имел два входа. Один из них вел на первый этаж, в каземат, откуда по внутренней лестнице можно было подняться на второй этаж. Второй вход со ступенями вел в сам храм. Судя по находкам и ряду других признаков, возникновение крепостной церкви можно отнести к концу XII — началу XIII веков. После XV века храм перестраивался, при этом были уменьшены его размеры.

В 1475 году военные действия Оттоманской порты против княжества Феодоро и генуэзцев сопровождались взятием и разгромом многих крепостей и укрепленных поселений. В их числе оказалась и Фуна. С уничтожением княжества Феодоро и установления власти султана над всем Крымом Фунская крепость потеряла свое военное значение.

В XVI веке начинается восстановление экономики Крыма. Растет его население, возрождаются прежние христианские епархии и приходы, в том числе и фунский. Правда, число прихожан теперь уступает прежнему. Поэтому некоторые храмы так и стоят разрушенными, другие же, как в Фуне, при реставрации уменьшаются в размерах. Известно, что в 70 годах XVIII века, когда русское правительство предприняло переселение христиан из Крыма в Малороссию, почти все не принявшие к тому времени магометанства обитатели Лусты и Фуны были выдворены из своих родных мест. Из Фуны в Приазовье добрались лишь 190 душ, остальные умерли в пути. На новом месте (недалеко от Мариуполя) они поселились совместно со своими прежними соседями, выходцами из Лусты и прилегающих деревень. В полуопустевших Лусте и Фуне поселились южнобережные татары, и с тех пор одна стала именоваться Алуштой, другая — Демерджи. Последняя и была позднее переведена помещиком на новое место, туда, где находится в настоящее село Лучистое.

В наши дни укрепление Фуна представляет собой груду камней. Исчез под ними парадный двор с монументальными зданиями и двухэтажной церковью. И сейчас там, где некогда была Фуна с ее жилыми домами, лавками и харчевнями, виднеется одинокий обломок церковной абсиды, повисший над большим молодым садом у глухой дороги на яйлу.

Музей под открытым небом «Крепость Фуна» работает ежедневно без выходных с 8:00 до 17:00. Севастопольский дельфинарий
Категория: Достопримечательности | (18.09.2014)
Просмотров: 665 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]